
![]() |
6 сентября в Мурманской области стартует очередной открытый чемпионат по трофи- рейдам «Арктик-Трофи» – приключение, ставшее уже историей автомобильных соревнований. Трасса охватывает 1000 км – от Белого моря до Баренцева – и собирает не самых заурядных представителей мужской половины человечества из разных стран мира. Гонке 14 лет. В свое время она стала первой в России, а ее аналогом послужила популярная Camel Trophy. Зачинателем арктической был известный гонщик Евгений Ведерников, погибший в 1999 году при прокладке одного из этапов трассы. Владимир Ежов, участник «Арктик-Трофи» и «Экспедиции-Трофи», продолжает дело, начатое им. |
Для начала заметим, что Ежов – настоящий северянин. Он дерзок и силен, могуч и благороден, приятен в общении, се- рьезен в деле. Обладает хорошим чувством юмора, трезвым отношением к жизни, завидной библиотекой и приличными знаниями о творчестве А.С. Пушкина, а еще – здоровыми ам- бициями и сильной волей – качествами, необходимыми для организатора и участника автомобильных приключений. Зачем вы это делаете? Закономерный вопрос в начале бесе- ды с гонщиками. Его, кстати, можно перефразировать: зачем человеку нужно хобби? Наверное, для того, чтобы испытать себя и разнообразить свое существование. К тому же все мы делимся по пристрастиям или увлечениям, зачастую скрытым внутри нас. Кто-то испытывает неземной (в полном смысле этого слова) экстаз, паря в облаках с парашютом, кто-то жи- вет по-настоящему в миг прыжка на скейте с горы… Есть и ме- нее активные – собиратели, к примеру, пивных этикеток или спичечных коробков. Каждому – свое. О «своем» Владимира Ежова говорить очень интересно. – Я стал гонщиком совершенно случайно. Занимался тех- ническим обеспечением автомобильных соревнований (по первому образованию я – техник-механик), потом решил по- пробовать сесть за руль гоночного авто… И теперь еду, пото- му что еду. Помните эпизод с мушкетерами, когда у Партоса спросили: почему ты ввязался в дуэль? Он ответил: я дерусь, потому что я дерусь! – Вы с детства питали страсть к автомобилям? – И да, и нет. Как, наверное, любой ребенок мечтал быть тан- кистом, водителем… После окончания школы в Мурманске уехал в Петрозаводск, в техникум, работал в автосервисе и бизнес, как таковой, тоже начинал в автосервисе. Непосред- ственно в гонках я участвую с 1998 года. Для мужчины – это лекарство от скуки, заправка адреналином, которого хватает месяца на три. – Для вас участие в гонках – экстрим? – Наверное, да. Без экстрима скучно. Я люблю путешествия и приключения. А все это без элементов соревнования мне неинтересно: слушать гидов, крутить головой по сторонам, хлопать глазами, короче, – не мое это. – Как вы думаете, почему «Арктик-Трофи» – успешное ме- |
Об успехе можно говорить, когда что-то организовывается впервые. В этом смысле успешной была наша первая гонка: народ приехал, и ему понравилось. А когда все это нужно из года в год поддерживать – здесь сложнее. Вообще для органи- заторов – это поэтапный изматывающий процесс. Что касает- ся меня, то я делаю «Арктик-Трофи» опять же для получения адреналина – его мне явно не хватает. После трассы – те эмо- ции, которые ты испытываешь, трудно описать словами. – Похоже, что приложенные усилия имеют результат: сей- час «Арктик-Трофи» – один из символов Мурманской об- ласти. 6 сентября в Мурманской области стартует очередной открытый чемпионат по трофи- рейдам «Арктик-Трофи» – приключение, ставшее уже историей автомобильных соревнований. Трасса охватывает 1000 км – от Белого моря до Баренцева – и собирает не самых заурядных представителей мужской половины человечества из разных стран мира. Гонке 14 лет. В свое время она стала первой в России, а ее аналогом послужила популярная Camel Trophy. Зачинателем арктической был известный гонщик Евгений Ведерников, погибший в 1999 году при прокладке одного из этапов трассы. Владимир Ежов, участник «Арктик-Трофи» и «Экспедиции-Трофи», продолжает дело, начатое им. СПРАВКА: Владимир ЕЖОВ, участник «Экспедиции-Трофи» 2005, 2008 годов. Соорганизатор «Экспедиции-Трофи» 2006 года (пер- вый этап). Участник и организатор «Арктик-Трофи». Родился в Краснодаре, со школьных лет живет в Мурманске. Женат, двое детей. Дочери Евгении 18, сыну Дмитрию 24, он окончил Институт кинематографии в Санкт-Петербурге и сейчас зани- мается фотографией. Помимо детей воспитывает 17-летнего кота Котофея, который не ест форель и палтус, а любит только треску. Сам любит разную рыбу и делится своим фирменным рецептом (берем небольшую тушку свежей форели, солим, перчим, добавляем лавровый лист, оборачиваем фольгой и готовим при температуре не выше 170 градусов 15 минут, упо- требляем с белым сухим вином). Любит Пушкина и кино, такие фильмы, как «Слезы капали» и «Начальник Чукотки». Самым красивым местом на Земле считает побережье Баренцева моря. Несмотря на это, собирается побывать на Кубе – вспомнить социализм, и в Шотландии – попить виски. Самой большой загадкой считает женщин. Уверен, что они инопланетяне. На вопрос «Есть ли у вас мечта?» отвечает, не задумываясь: «Загнать участников «Арктик-Трофи» на неделю в безлюдные края, чтоб не было никакой цивилизации». |
Из экспе диционных дневников Ежова:
Решение об участии в «Экспедиции-Трофи 2008» далось нам непросто. Горечь от поражения в 2005 году не выветрилась до сих пор. Но
«Экспедиция» первая протянула руку, выдав гуманное предложение о возможности участия только в прологе Мурманск–Архангельск.
И все завертелось. Архангельск – не Владивосток, но тоже не ближний свет. И, зная о буйной фантазии «Экспедиции», можно было
предположить, что путь будет нелегким. К таким испытаниям веселей подходить с проверенной командой. Спасибо судьбе – такая команда
у нас есть: закаленная в жестком «Арктик-Трофи» и сплоченная в изнурительных застольях.
«...Снова старт. Он взят…»
Колонна машин стартует от маяка в Белокаменке и рассыпается: кто по Культурной навигации, кто по спецучасткам (СУ). Мы выбираем
СУ – не гоже героическим героям в прологе экономить силы и щадить машины.
Пока гнали на штурм первой точки возле Мончегорска, выяснили про поезд, который надо перехватить, чтобы получить от представителя
организаторов полный пакет заданий до Архангельска. Лихо долетели до Оленегорска и первыми получили задание. Первый СУ не поразил
трудностями, но побуксовать пришлось.
Следующий СУ за Кандалакшей. На месте выясняется, что он представляет из себя 1км заснеженной дороги, притоптанной снегоходами.
Сунулись и сразу сели. Через час движения на лебедке прошли 100 м. Поняли, что взять точку и успеть доехать до Архангельска не сможем. На
этих мыслях нас начали «обплывать» по сугробам «Мультики» (прошлогодние победители).
« …и нет пути назад…»
Мы, естественно, за ними. Через какое-то время у них «умер» радиатор. Ну, думаем, обойдем. Нет, у нас кончилась лебедка.
На штурм потратили 7,5 часа – точку не взяли. Стемнело. Устали. Путь до Архангельска мутнеет от усталости и разочарования.
Настроение улучшается на финише в Холмогорах. Красивейшие места, заряжающие энергией древней истории и спокойным достоинством
зимних пейзажей.
« …и по кругу кони мчат, почти летят…»
СУ по Двине – это 100 м снежной целины и три снежные бруствера один другого больше.
Никогда не видел, чтобы «сотая» Тойота взлетала на такую высоту. Хотя красивее всех летел Дима Ходий на Дискавери, весьма эффектно
повиснув на двухметровой высоте. А мы копали, зря что ли тренировались под Кандалакшей! Но когда подобрались к последнему брустверу
почти последними, увидели, что его никто не пересек. А Вася сверлил мотобуром песок, надеясь засадить в него якорь для лебедки.
И засадил. И мы зацепились. И выкатились на финиш почти вровень с нашими из команды «ЗЕРО» – третьими. И нас захлестнула дикая волна
сумасшедшего восторга – мы сделали это.
« …вновь опять я опоздал на поворот…»
А гонка ушла дальше. Очень жаль, что мы не с ними. Но верим, что судьба даст нам возможность еще не раз сразиться с достойными
соперниками.
– Да, это так. Такой же символ, как, например, праздник Се- вера. Гонка же масштабная. Представьте себе путь через весь Кольский полуостров, от Белого моря до Баренцева. Я не счи- таю себя представителем офф-роудного движения, но мне это очень нравится – это круто. И я не одинок в своих мыслях: на 2008 год для участия в «Арктик-Трофи» подано 17 заявок от иностранных экипажей (Украина, Польша, Англия, Нор- вегия и другие страны). Для каких-то участников это чистый спорт, для других – приключение на русской земле. А в целом, важно, чтобы человек раскрыл себя, обрел, нашел. – На ваш взгляд, чем отличается «Арктик-Трофи» от «Экспедиции-Трофи»? – По духу не очень отличаются. А по формату различия зна- чительные. «Арктик» – чистое рафинированное трофи, а «Экспедиция-Трофи» – это большая сложная экспедиция- приключение с элементами трофи. С огромными расстояния- ми, с большими заданиями Культурной навигации по России. И… с совершенно другим бюджетом и затратами. – Вы будете участвовать в «Экспедиции-Трофи 2010»? – Собираюсь и жду регламента. – Вопрос к вам как к организатору: «Арктик-Трофи» – это прибыльное дело? – О! (Смеется.) Организовывать гонку очень сложно во многом потому, что все упирается в бюджет и в технологию. В Мурманске нет рекламодателей, которые могли бы поднять такой бюджет. А если к тому же говорить об ответственности перед участниками… Вот, к примеру, в 1999 году на трассу вы- шло 50 машин, в которых было 130 человек. Отвечать за них нелегко. Поэтому последние четыре года, занимаясь организа- цией, я определил следующие критерии: ограничиваться 30-ю машинами. Даже такое количество координировать сложно, да и участникам сложно общаться друг с другом. Хотя, в этом смысле, мы придумали и ввели в регламент гонки бонусы «за помощь другому экипажу», чтобы люди контактировали друг с другом, проявляли себя. И конечно, в организации и проведении «Арктик-Трофи» нам помогает Комитет по физической культуре и спорту ад- министрации Мурманской области, без их участия мы бы вряд ли смогли существовать столько лет. – А если говорить о развитии гонки, здесь есть куда дви- гаться? – Да, у нас есть разные планы, но главное – чтобы она оста- валась нужной и интересной. Мы всегда сами выстраиваем маршрут. Ведь от Белого моря до Баренцева не так много до- рог. Приходится все время выискивать какие-то нехоженые этапы, забытые тропы, но их, как вы понимаете, остается все меньше и меньше. Правда, иногда даже погода привносит новизну и изменения в маршрут: там, где был грязный ручей, вдруг обнаруживается речка... – Случались ли при проведении трофи курьезы? – Много раз. К примеру, история с нашими друзьями из Нор- вегии. Представьте себе, приехали иностранцы весьма пижо- нистого вида, явились на пяти машинах, не очень понимая, |
куда они попали. А этапы – не шуточные: сплошной лес. Так вот, они безуспешно полазили на машинах по нашим диким краям и после первого же этапа спросили: «Где тут съезд на обычную дорогу?»… В следующий раз они приехали уже бо- лее подготовленными. Хотя и тут без приключений не обо- шлось: одна машина у них «погибла», пришлось вызывать тягач, а потом, после всех перипетий, их поселили в бывшую солдатскую казарму с двухъярусными кроватями, огорожен- ную колючей проволокой. Это был настоящий спектакль, смех сквозь слезы: привыкшие к комфорту европейцы за ко- лючей проволокой. – Быть и организатором, и участником – это не много? – Я бы с удовольствием расстался с миссией организатора, но пока не получается. Участником мне быть лучше. Хотя с моим эмоциональным характером и это нелегко. Например, мой штурман, Алексей Романов, каждый раз после гонки говорит, что больше со мной никогда не поедет. Мы ругаемся в дороге, выпускаем пар, но все равно – едем! – Чем занимаетесь помимо соревнований? – Продажей снегоходов, лодочных моторов. А вообще я – прожигатель жизни: рыбалка, теннис… Вы, наверное, слыша- ли, что на Кольском полуострове – одна из лучших рыбалок в мире. Еще занимаюсь кроссом на снегоходах, правда, на них легко шею свернуть. Это не автомобили, где все адекватно, даже если слетаешь с дороги. Все четыре случая, когда я пере- ворачивался на машине, были исключительно ошибками пи- лотирования. На снегоходах по-другому. – А для души? – Для души у меня есть Александр Сергеевич Пушкин. Это – еще со школы, где я был разгильдяем и только книжки читал. Сначала – фантастику, приключения, потом добрался до классики и, конечно, до Пушкина. И тогда, и сейчас люблю его. У меня большая библиотека, где есть и весь Пушкин, и многое о нем. Помню, подростком я примерялся к нему воз- растом: во сколько лет – что он написал. Это были большие открытия. И когда его убили в 38 лет, у меня, тридцативось- милетнего, убили товарища. Вот такие параллели эпох. Ин- тересно, что и теща моя – большая почитательница таланта Пушкина. А недавно киевские друзья, зная мое увлечение, прислали мне альманах, изданный в Берлине к 200-летию поэта. На мой взгляд, включенная туда концепция Сергея Лифаря о творчестве Пушкина самая интересная. Хотя, если честно, я люблю этого поэта и человека таким, каким сам для себя открыл его еще в школе. Грустно – но сейчас мы удаляемся друг от друга… «Экспе диция» на «Аркт ик-Трофи» На финише соревнования 14 сентября для всех участ- ников, партнеров и болельщиков «Арктик-Трофи» «Экс- педиция» приготовила сюрприз – концерт российских музыкантов во главе с известным исполнителем автор- ской песни Андреем Козловским. Репортаж об этом смо- трите в следующем номере журнала. |